Краткое содержание

Конспект курса Психология сознания

На образовательной площадке «Открытое образование» бывают весьма интересные курсы.

Курс «Психология сознания» от СПбГУ и профессора Аллахвердова я просто не могу не законспектировать. Очень тезисно, без подробностей, без описания экспериментов, которыми полон курс, для того чтобы можно было возвращаться при случае.

Модуль 1. Введение. Сознание в ореоле вечных проблем

В разных науках термин «сознание» определяют по-разному. В настоящий момент единого определения этого термина нет.

Мы не понимаем, как к нам приходят осознанные мысли.

Мы не осознаем возможности нашего мозга. Они безграничны. Ограничения, которые мы имеем, это те ограничения, которые накладывает сознание. Сознание можно назвать «генеральным менеджером мозга».

Главная функция сознания — поддерживать непротиворечивую картину мира

Мы видим только то, что понимаем. В нашем восприятии мир искажается до узнаваемости. Мы видим то, что ожидаем.

Три глобальные проблемы психологии сознания:

  1. Мы не знаем как возникают субъективные ощущения

2. Существует свобода воли, но одновременно наука говорит, что любое действие должно быть детерменированно (т.е. иметь определенную причину)

3. Нельзя сличать то, что есть в сознании с тем, чего нет в сознании. (В сознании нет реальности, только представление о ней)

Необходимо рассматривать сознание двояко:

  1. как теоретический конструкт — это необходимый инструмент познания

2. эмпирическое содержание

Модуль 2. Пестрота подходов к проблеме сознания в истории психологии

Каждое направление оставило множество «опилок», т.е. ответа на главный вопрос «что такое сознание» не найдено, но в процессе решения проблемы было сделано много ценных открытий.

Психофизический подход (Фехнер) — бессознательно обрабатываются физические раздражители

Ментальная химия (Вундт) — не все, что мы осознаем, осознается осознанно (существуют неосознанные установки)

Физиологический подход (Сеченов, Павлов) — сознание объясняется физиологическими процессами

Функциональный подход (Джеймс) — сознание нужно тогда, когда возникает трудная проблема, требующая решения (существуют неосознаваемые адаптивные механизмы)

Французская школа (Жане) — понять норму через отклонение

Психоанализ (Фрейд) — сознание способно обманывать, изучаем бессознательное через сновидения, если человек делает нечто, что ему не очень нравится, то это вытесняется из сознания

Бихевиоризм (Уотсон) — исключили из области изучения психику и сознание, только стимул-реакция

Гештальт-психология — неосознанное сведение всего в целостный образ в сознании (гештальт), инсайт (внезапное переструктурирование задачи)

Культурно-историческая психология (Выготский) — изучать сознание через социальное, интериоризация

Экзистенциальная психология (Франкл) — самое главное для человека — смысл

Когнитивная психология — нейрофизиологические аспекты, неосознаваемые информационные преобразования

Модуль 3. Рациональность сознания (Закон Юма)

Сознание ищет закономерности даже там, где их нет, находит не только реальные, но и мифические причины явлений, приписывает причины даже случайным событиям.

Мы верим в то, что все происходящее имеет причину, что ничего не происходит случайно.

Мы просто не можем считать случайные события случайными. Случайные события в сознании человека всегда оправдываются неслучайными причинами, воспринимаются как закономерные.

Суеверное поведение — связь своего предшествующего поведения и положительного результата, вера в то, что одно приводит к другому (даже, если это не так и нет никакой взаимосвязи).

Магическое мышление — все случайное неслучайно. Это помогает нам сохранять спокойствие и уверенность в случайном мире (ритуалы, приметы)

Вера в справедливый мир. Всем воздастся по заслугам.

Все это дает ощущение контроля над случайными событиями.

Люди верят, что могут контролировать и влиять на случайные события.

Люди верят, что могут контролировать события лишь на основании того, что их переживания совпали с какими-то событиями в реальности.

Неспособность людей оценивать случайности и несоответствия между событиями приводят к тому, что они приписывают себе неконтролируемые результаты реальности. Это работает, когда объективные причины происходящего не известны.

Когда мы не можем объяснить действие случайных факторов, когда мы никак не можем с ними справиться, то мы приписываем причины неуспеха к самому себе, а не к случайным факторам внешней среды (чувство выученной беспомощности)

Сознание структурирует реальность вокруг себя — в т.ч.ложные воспоминания, парейдолия (сознание выделяет знакомое изображение или звук там, где его на самом деле нет).

Мы не верим в случайность и продуцировать случайность не можем. В случае неопределенности мы принимаем решения, основываясь на логические схемы и стратегии именно потому, что не можем переживать случайность.

Модуль 4. Реакция сознания на неожиданность (закон разрыва шаблона)

Сознание дольше работает с неожиданным, чем с ожидаемым. Чем более неожиданны стимулы или реакции, тем дольше над ними работает сознание. Неожиданное запоминается лучше, чем то, что мы ожидаем.

Закон разрыва шаблона. Шаблон — повторяемая реакция на внешние раздражители. Разрыв шаблона — прерывание привычной реакции до того, как она завершится.

— ситуация изменения контекста — оказываемся совсем в иной ситуации, чем ожидали

— неожиданное нарушение закономерности

— вероятностное ожидание (чем менее вероятна ситуация, тем более она неожиданна)

Неожиданность проявляется как растерянность и шок в виде:

— эмоциональной реакции

— ошибки

— увеличения времени обработки информации

ровно до тех пор, пока мы не придумаем новую интерпретацию для существующей ситуации, соответствующую контексту.

Люди не любят неопределенного контекста. Они должны знать, где находятся, почему и что должны делать, предпочитают ситуации с понятными социальными ролями и готовыми шаблонами поведения.

Эффект установки — если закономерность возникла, то для того, чтобы начать действовать в новом контексте, сначала нужно отказаться от выбранной закономерности.

Человек склонен использовать уже готовые схемы поведения и готовые ответы, а вовсе не искать новые. Сознание избегает противоречий, а люди неосознанно избегают непонятных ситуаций и ситуаций неопределенности.

Модуль 5. Работа сознания по вытеснению и сглаживанию противоречий.

Столкнувшись с неожиданной ситуацией сознание сначала выбирает какую-то догадку, а затем стремится найти факты, которые эту догадку подтверждают.

Что будет делать сознание, если столкнется с фактами, которые противоречат его догадкам? Сразу отказываться от своей догадки сознанию не выгодно, т.к. ему нужно с чего-то начинать, поэтому изначальная стратегия — искать только подтверждающие факты для своей догадки.

Когда у нс есть какая-то гипотеза, мы можем проверять ее двумя способами:

  1. искать подтверждения своей гипотезе, т.е. если моя гипотеза верна, то может быть то-то и то-то

2. поиск опровержений, т.е. если моя гипотеза верна, чего не может быть

Люди склонны искать подтверждения своих гипотез и упорно не замечать их опровержений — это называется установкой на подтверждение.

Подгонка наблюдений под ожидания или влияние установки на подтверждение наблюдается в нескольких эффектах:

Эффект Пигмалиона — сам придумал, влюбился и не возможно поверить, что ошибся

Самоисполняющиеся пророчества — изначально ошибочная гипотеза становится реальностью.

Ложные озарения наблюдаются, когда ожидания направлены в прошлое — искажение воспоминаний в соответствии с действующей в настоящем гипотезой.

Столкнувшись с противоречивой информацией сознание начинает с того, что пытается исказить или удалить ее из осознаваемого содержания.

Фрейд, концепция защитных механизмов личности — в ситуации конфликта между желаниями человека и требованиями социума информация, которая может напомнить о конфликте, вытесняется из сознания в бессознательное.

Фестингер, когнитивный диссонанс — человек стремится избегать любых противоречий в собственных знаниях, в том числе противоречий между поведением и собственными убеждениями

Когда догадка не соответствует поступившей информации у сознания есть три способа сделать так, чтобы сохранить свою догадку как верную:

  1. так изменить требования к точности соответствия поступившей информации и догадки, чтобы наблюдающееся расхождение можно было посчитать незначительным

2. так исказить или дополнить поступающую информацию, чтобы можно было считать, что она все-таки подтверждает исходную догадку

3. так переинтерпретировать ситуацию, чтобы исходные ожидания утратили всякий смысл.

Искажения восприятия возникают, когда наблюдаются противоречия либо между двумя потоками сенсорных данных, приходящими одновременно, либо между сенсорными данными и прошлым опытом.

То, что вы слышите, зависит от того, что вы видите.

Сгладить когнитивный диссонанс можно двумя способами:

  1. изменить свое поведение так, чтобы оно соответствовало вашим убеждениям или знаниям

2. подгонять убеждения под уже существующее поведение

Модуль 6. Процессы классификации как способ сглаживания противоречий

Мы относим все объекты, что встречаем к какому-либо классу в зависимости о того, какие другие объекты одновременно нами осознаются. Любой объект появляется у нас в сознании в составе какого-либо класса и обязательно противопоставляется другим объектам, которые в этот класс не входят (феномен обобщенности). Любой объект всегда может быть отнесен к нескольким разным классам, а это может вызывать противоречия.

Основная задача сознания — сличать поступающую информацию с той, которая уже имеется, например собственными ожиданиями. Критерии тождества и различия поступающей и имеющейся информации могут быть самыми разнообразными и зависят от разных факторов, например от функций объекта или от задачи человека, взаимодействующего с объектом.

Результат сличения ожиданий и действительности зависит от критериев точности соответствия. И в зависимости от них результат может быть положительным или отрицательным. Критерии могут быть врожденными (заданными генетически), могут формироваться в процессе научения.

Если критерии точности соответствия не определены, то их необходимо создать. Создаются они в процессе подтверждения собственных гипотез и ожиданий. На начальном этапе (стадия аморфного пятна) требования сознания к точности соответствия настолько слабы, что можно отождествить все, что угодно, со всем, чем угодно. А затем требования к точности соответствия все возрастают и возрастают. На стадии аморфного пятна человек не может сказать, что он видит, в лучшем случае он может сказать, где он это видит, а потом объект становится все более и более конкретным и все меньше других объектов могут быть с ним отождествлены.

Если все сначала отождествляется между собой, то неизбежно возникновение ошибок, основанных на сходстве. Мы можем видеть совсем не то, что есть на самом деле. Это результат работы сознания по отождествлению. Т.е. существует два заведомо различных объекта и, отождествляя их, мы совершаем ошибку. Величина этой ошибки зависит от критериев точности соответствия. Чем они жестче, тем меньше ошибок мы допускаем.

Одиноких объектов в этом мире быть не может, каждый встреченный нами объект будет с чем-то отождествлен, а с чем-то различен. Т.е. любой встреченный объект будет отнесен сознанием к какому-либо классу, а класс никогда не состоит из одного объекта.

Когда мы осознаем объект, мы осознаем его в качестве члена некоего класса. У каждого класса есть параметры и когда мы осознаем объект в качестве члена класса, мы наделяем его всеми параметрами, которыми наделен этот класс.

  1. Любой объект может принадлежать к огромному количеству различных классов. Но в каждый момент времени только один из этих классов осознается.Другие классы остаются неосознанными. Причины этого могут быть различными: установки, прошлый опыт, задачи стоящие, перед человеком и др.

2. Осознается не объект сам по себе, а объект как представитель какого-либо класса.

Эффект выскакивания — объекты, выскакивающие из общего зрительного поля, находятся быстрее. На появление этого эффекта влияет цвет объекта, его форма или размер, смысл и др.

В процессе поиска человек ищет не только целевой объект, но и класс, к которому принадлежит объект, и если класс целевого объекта отличается от класса нецелевых объектов, то найти объект будет намного проще.

У человека существуют пороги обнаружения и различения. Порогом называют величину стимула, которая обнаруживается наблюдателем в 50% случаев. Все, что выше порога эффективно обнаруживается и различается, все, что ниже, обнаружено быть не может. У человека в разное время и в разных состояния пороги обнаружения и различения могут меняться.

Наши органы чувств устроены довольно совершенно, например, наше ухо способно различать соударение больших молекул. Отчего же мы не можем услышать даже тихий шепот? Для того, чтобы обнаружить стимул, его необходимо осознать, т.е. отнести к какому-либо классу. Пороги — это граница между классами осознаваемого и неосознаваемого. Для изменения этой границы необходимо сместить границу.

На процесс классообразования может повлиять:

— контекст (окружение)

— эффект превосходства слова — объект в знакомом контексте определить легче, чем в незнакомом

— эффект научения

— установка

Для нас важны не реальные признаки объекта, а то, к какому классу мы этот объект относим.

Закон классификации: Любой стимул осознается только в качестве члена некоего класса. Но одновременно этот стимул является членом других классов, которые могут быть неосознанны. Осознаются только те признаки класса, которые отличают данный класс от возможных других.

Модуль 7. Как ведет себя сознание, если противоречий нет (закон Джеймса)

Если нет противоречий, сознанию не с чем работать и оно начинает создавать противоречия.

Содержание сознания постоянно изменяется.

Закон Джеймса — неизменное исчезает из сознания, не осознается.

100% повторение одного и того же ощущения не возможно, т.к. для этого мозг должен подвергаться постоянно одному и тому же воздействию, а это невозможно.

Постоянно действующий раздражитель (любой модальности) ускользает из сознания.

Любое изменение стимула становится осознанным.

Семантическая сатиация — феномен, при котором многократное повторение слова или фразы вызывает временную потерю своего значения.

Синтаксическая сатиация — если долгое время читать грамматически неверно написанное предложение, то оно начинает казаться верным.

Усталость суждения — мы затрудняемся применять одни и те же суждения несколько раз подряд.

Повторяющиеся действия довольно быстро исчезают из сознания.

Изменение информации, как способ сохранения осознаваемого.

При неизменности стимула сознание начинает искать новые характеристики информации для того, чтобы сохранить свое осознанное содержание.

Сознание не терпит пустоты. Когда окружающая среда бедна, то сознание заполняет себя самостоятельно, выискивая новую информацию, трансформируя или создавая новую реальность.

Повторение — это способ удержать сознание на выполняемой задаче. Повторение — это трансформация материала, а чистого повторения без изменений не бывает.

Модуль 8. Законы последействия

Людям свойственно ошибаться.

Если человек совершает ошибку, то когнитивные механизмы эту ошибку регистрируют и возникает противоречие между тем, что мы знаем как правильно, но делаем ошибку, но уж если мы сделали ошибку, то далее сознание, которое и сделало это ошибку, не хочет впадать в противоречие и мы вынуждены эту ошибку повторять.

Если сознание, как теоретический конструкт, приняло решение что-то осознавать, а что-то нет, то оно должно рассматривать это решение как правильное и в дальнейшем повторять, иначе оно впадет в противоречие. Содержание сознания обладает последействием. То, что однажды было осознано в подобной ситуации будет иметь тенденцию осознаваться и в будущем, а то, что не было осознанно, будет иметь тенденцию повторно не осознаваться и в будущем.

То, что однажды было не осознанно, при изменении ситуации имеет тенденцию попадать в сознание.

Законы последействия.

Закон последействия позитивного выбора. Повторное предъявление того же самого стимула будет побуждать сознание повторять данный ранее ответ.

Эффект ореола (эффект первого впечатления) — однажды совершив выбор гипотезы и отождествив объект с некоторым классом объектов, сознание стремится удерживать свой выбор даже в тех случаях, когда поток поступающих сенсорных данных уже изменился.

Если изменение ситуации происходит медленно и постепенно, то люди их не замечают (слепота к изменениям, эффект установки)

«Нога в дверях», если необходимо войти в «закрытую дверь», то сразу сделать это довольно сложно, однако, если вам удастся просунуть в «дверь» «ногу», то и пролезть всему будет легче.

Принцип трех «да», если хотите получить положительный ответ на свой вопрос, задайте сначала два вопроса, на который точно получите положительный ответ, а затем задавайте свой, вероятность «да» возрастет.

Воспринимая мир, мы изменяем его до узнаваемости.

Позитивный выбор (повторение ошибки) не может длиться вечно, наступает время, когда человек осознает, что ситуация изменилась. Это осознание происходит скачкообразно. На неосознаваемом уровне обрабатываются и хранятся все возможные варианты интерпретации поступающих стимулов. Сознание лишь выбирает один из возможных вариантов. Т.е. параллельно с позитивным выбором (осознавать какой-то вариант) осуществляется негативный выбор (неосознавать остальные). По мере накопления информации оказывается, что значение стимула, выбранное негативно, становится предпочтительнее и в этот момент происходит замена одного значения на другое, т.е. то значение, которое ранее было выбрано негативно, становится позитивным.

Закон последействия негативного выбора. Ранее не данный при предъявлении стимула ответ при повторном предъявлении этого стимула снова не будет даваться. Т.е. при повторении ситуации повторяется и сделанный ранее негативный выбор.

Стадии решения творческих задач:

  1. Подготовка. Решатель пробует применить известные ему способы решения и убеждается в том, что они неэффективны.

2. Инкубация. Фрустрация. Решатель чувствует себя в тупике и может на какое-то время перестать решать задачу.

3. Инсайт. внезапное озарение.

4. Проверка. Найденная догадка апробируется, решение доводится до конца.

В случае изменения ситуации то, что негативно было выбрано ранее, имеет тенденцию чаще случайного выбраться позитивно.

Модуль 9. Заключение. вечные проблемы в ореоле сознания.

Как сознание получает новые знания.

Человек может осознать новое, только если в сознании уже есть это новое, но оно было выбрано негативно (т.е. не осознанно). Мы узнаем, что задача решена по эмоциональному отклику «Задача решена!»

Секрет произведений искусства — они позволяют нам решить задачу (заложенное в произведении искусства противоречие), т.е. испытать эмоциональный отклик, но мы не осознаем, какую задачу мы решили и в следующий раз, когда мы встретимся с этим же произведением искусства и снова решим задачу, и снова не поймем какую задачу решили.

Если человек делает ошибку, то ему поступает эмоциональный сигнал об ошибочном действии, даже, если он ошибку не осознает. Если человек совершает много ошибок, то его эмоциональное состояние ухудшается, вплоть до депрессии. Это действует и в случае нравственных ошибок и это называется совестью.

Мы можем проверять свои гипотезы и с помощью других людей, наблюдая их реакции (социальная проверка). Когда мы обращаемся к другому за советом, мы хотим услышать: «ты правильно думаешь»

Постижение смысла слова есть стабильное отвержение в данной ситуации возможных значений данного слова

Наше представление о себе должно быть полностью непротиворечивым. Наше представление о себе побуждает нас совершать огромное количество разнообразных действий, чтобы подтверждать себе, что мы именно таковы как о себе думаем. Так возникает личность. Я есть то, что о себе думаю.

Помимо контроля правильности выполнения операции необходим контроль задачи, которую мы решаем (он происходит автоматически, именно поэтому невозможно не думать о слоне, когда просят, не думать о слоне). Социальный контроль (соответствую ли я ожиданиям окружения) возникает автоматически.

Научение заключается в переводе операции в автоматический режим, чем меньше я контролирую правильность выполнения операции, тем быстрее решаю задачу.

Мозг таков потому, что он обеспечивает работу сознания. Мозг влияет на работу сознания, но и сознание влияет на работу мозга.

Человек живет, чтобы познавать.